Развитие речи детей 2-7 лет
Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым – крепким, здоровым, умным, успешным, чтобы хорошо разговаривал.
Уважаемые родители! Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Еще раз напоминаем: не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту – помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и время и, может быть, сделает вашего ребенка более успешным. Даже самые маленькие и незначительные недостатки в развитии речи малыша могут оказать своё «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому, к логопедической проблеме ребенка, какова бы она ни была – неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание – стоит отнестись со всей серьезностью.
Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.
Развитие речи ребенка 0-1 года
- у ребенка возникают различные реакции на звуки и речь;
- ребенок различает интонацию;
- ребенок гулит (1-3 мес.);
- появляются лепетные слоги (4-6 мес.);
- появляются лепетные цепи (6-8 мес.);
- имитация некоторых звуков;
- ребенок понимает первые слова (8-9 мес.);
- ребенок произносит первые слова (8-12 мес.)
К 1 году ребенок произносит 1-5 слов, понимает – 30-60 слов.
Развитие речи ребенка 1-2 лет
- ребенок пользуется различными частями речи: существительными, глаголами, прилагательными, местоимениями, наречиями, числительными;
- происходит лексический взрыв (активно говорит), который затем исчезает (в возрасте от 1,9 до 2,6 лет)
- в речи ребенка появляются первые грамматические категории: падеж, число существительных, время, число, род глагола;
- ребенок осознает факт, что все предметы имеют названия;
- требует назвать предмет (с помощью жестов, простослов);
- исправляет собственные коммуникативные неудачи в общении со взрослыми с целью коммуникативных намерений.
Развитие речи ребенка 2-3 лет
- ребенок правильно произносит 2-3сложные слова (слова, имеющие 2-3 слога);
- заменяют сложные для произношения согласные (ц, ч, ш, щ, р, р’, л, л’) на более простые;
- из лексики исчезают простослова (уникальные вокализации для данного ребенка, не основанные на речи взрослого: ки – всё интересное, ть – желание получить что-либо или требование совершить какие-либо действие, фа – горячо, опасно), происходит активный рост словаря;
- ребенок использует в речи слова синонимы, антонимы, многозначные слова;
- в речи ребенка появляются союзы и предлоги;
- ребенок пользуется в речи многословными предложениями; сложносочиненными (с союзами а, и, а то), сложноподчиненными (с союзами какой, что, когда, где, который, потому что, если); вводными словами (наверное, конечно);
- появляются самоисправления (Я машину взяму…Возьму; и буду съесть… есть), исправления в речи взрослых и других детей (Что это за слово такое – бассэйн? Надо говорить: бас-сейн).
Развитие речи ребенка 3-4 лет
- ребенок заменяет в речи некоторые согласные, сложные для артикуляции (ч, ш, щ, р, р’, л, л’);
- в речи ребенка имеет место быть перестановка звуков или слогов в словах: зайка – казяй, петух – типух;
- это возраст – рост количества инноваций в речи детей;
- происходит развитие связной речи (ребенок может пересказать простую сказку) и диалогической речи;
- появляются игровые казидиалоги (диалоги «с самим собой», в которых ребенок выступает в разных ролях);
- возможны синтаксические ошибки (неверное употребление предлогов, неверный выбор падежа в словосочетании).
Развитие речи ребенка 4-5 лет
- в речи ребенка происходят типичные замены отдельных согласных, сложных для артикуляции (р, р’, л, л’);
- в речи ребенка имеет место быть перестановка звуков или слогов в словах: зайка – казяй, петух – типух;
- ребенок активно овладевает словообразовательными процессами;
- происходит количественный и качественный рост словаря: развитие синонимов и антонимов, ребенок осваивает многозначность слова (Ушко у иголочки, как у Лизы), фразеологизмы;
- продолжается развитие связной речи (ребенок может пересказать сказку и рассказ) и диалогической речи;
- остаются синтаксические ошибки (неверное употребление предлогов, неверный выбор падежа в словосочетании);
- ребенок задает вопросы о значении слов (Скидка для детей – там детей скидывают?);
- возникает языковая игра (Мама: Упала температура. – Ребенок: Упала в лужу (улыбается)).)
Развитие речи ребенка 5-7 лет
- ребенок правильно произносит все звуки родного языка, допускаются перестановки звуков или слогов в словах (пакетик – капетик) у леворуких детей и амбидекстров;
- продолжается количественный и качественный рост словаря;
- исчезают из речи аграмматизмы;
- ребенок может пересказать текст в диалоге со взрослым и в эгоцентрической речи («речи для себя»);
- ребенок сочиняет собственные сказки и стихи (чаще всего в эгоцентрической речи);
- допускаются некоторые синтаксические ошибки в речи;
- происходит развитие фонематического анализа при обучении чтению и письму;
- ребенок умеет равняться на собеседника, учитывая возможности его восприятия речи (дети по-разному говорят с маленькими детьми и со взрослыми).