Карта будущего

Карта будущего

Современные педагогические технологии. Форсайт-проект».

        Наверное, каждый из нас задавал себе вопрос – «Что такое моя жизнь?». Я этот вопрос задавала себе неоднократно. Для себя я нашла ответ: вся наша жизнь – ПРОЕКТ.

Наша жизнь состоит из проектов, которые мы себе спланировали и пытаемся реализовать: мы проектируем учебу, выбор профессии, выбор спутника жизни, создание семьи, свой отдых и т.д. И если посмотреть на результат наших проектов, наверное, сейчас нашлись бы среди нас те, кто сказал бы, что его проекты не все реализованы или проект не получился.  И  наверняка, есть и те, кто успешен в реализации своих проектов.  И в том и в другом случае нам важно понимать, на каком этапе проекта мы допустили ошибку или достигли успеха, чтобы двигаться дальше и оставаться социально значимым человеком.

Переход России на инновационный путь развития, ее включение в мировую конкуренцию за будущее заставляет нас уже сейчас прогнозировать и планировать свое будущее. Только молодые образованные и всесторонне развитые люди могут быть конкурентоспособными.

Именно поэтому я учу проектной деятельности своих воспитанников и педагогов. Как педагог, я понимаю, что не каждый мой воспитанник будет  «великим» человеком. Я учу своих воспитанников ставить реальные цели и добиваться их реализации. Я уверена, что это максимально социализирует детей –  Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. Источник интересов, целей и деятельности — это и есть сама жизнь. (В.Белинский).

В детском саду будущий первоклассник совместно с родителями создает свой первый проект «Портфолио воспитанника ДОУ». На этапе знакомства с этим долгосрочным проектом очень важно донести до ребенка и его родителей, что «Портфолио воспитанника ДОУ» – позволяет отследить индивидуальный прогресс ребенка, очень важно дать понять, что  только совместное сотрудничество детского сада, родителей и детей позволят реализовать этот проект   в полной мере. Именно поэтому на одном из первых родительском собрании я знакомлю и предлагаю погрузиться в этот проект родителей  при помощи форсайт-метода.

Впервые этот метод появился более 30 лет назад и применялся для развития бизнеса. Сейчас он используется в разных отраслях и сферах.

 

Форсайт, от английского Foresight – «взгляд в будущее».

Форсайт – метод – это систематический, совместный процесс построения видения будущего, нацеленный на перспективу развития (в данном случае  – перспектива развития ребенка).

Цель метода – определение возможного будущего, создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения. Форсайт – метод помогает ответить на  вопросы: чего  хотим мы (реальные участники проекта), чего мы хотим достигнуть в будущем, на что будем работать, к чему прилагать усилия.

Основные принципы форсайт-метода:

  • Будущее творимо – оно зависит от прилагаемых усилий.
  • Будущее вариативно – возможно много вариантов будущего.
  • Будущее нельзя спрогнозировать или предсказать, можно быть к нему готовым.
  • Есть зоны, по отношению к которым можно строить прогнозы, но наши действия не предопределены (возможные риски).

Я  предлагаю Вам сейчас погрузиться в проект   «Портфолио воспитанника ДОУ» при помощи форсайт-метода.

Рассмотрим этап погружения в проект. Перед Вами лежит схема, которая должна превратиться в план-прогноз  развития вашего ребенка.

Рассмотрите схему, она состоит из 5 разделов. Давайте пофантазируем, но постараемся не отрываться в своих фантазиях от реальной жизни.

I. «Багаж» ребенка.

(о себе, все, чем владеет  к выпуску в школу  в плане образования, культуры, спорта и здоровья, материальная составляющая).

IV. Ожидаемые результаты.

уровень ДОУ уровень района уровень города
II.Модель выпускника.

(каким хотим увидеть ребенка к окончанию ДОУ)

 

III.Возможности  школы и социума.

(привлечение возможностей социума  района, города: дворцы, секции, кружки; и дополнительного образования ДОУ).

 

 

 

 

 

V. Все возможные риски.

( все, что может помешать   достичь желаемых результатов + метод «слабых сигналов»).

 

 

Согласитесь –  в таком прогнозировании много личных моментов, и, как показывает практика, это лучше сделать в личной беседе. Так мы создаем желаемый образ своего ребенка на  момент окончания ДОУ. А теперь наши фантазии облекаем в реальную форму: формируем дорожную карту – оптимальный маршрут, позволяющий прийти к заданной цели наиболее эффективным путем.

Чаще всего дорожная карта имеет форму кластера. В данном случае она содержит 4 направления развития: личность, здоровье, образование и творчество. Рассмотрим одно из направлений.

И, наконец, еще один важный момент… Как часто родители, в праздничной суете «выпускного бала», с грустью говорят об упущенных возможностях: «А мог бы научиться танцевать…,петь или: «Бросила кружок по рисованию, а какие были способности!».  Родители винят себя в том, что не придали значения вначале неявным изменениям в поведении, характере, отношении к чему-либо своего ребенка, т.е. не заметили тех «слабых сигналов», которые так повлияли на конечный результат воспитания.

Не заметили или не хотели замечать? Ребенок закатывает  истерику, когда ему ограничивают время, отведенное для компьютерных игр? Формируется компьютерная зависимость? Нет-нет, мы успокаиваем себя – так ведут себя все дети, когда у них отнимают любимую игрушку.

Метод форсайта «слабые сигналы» –  ранние индикаторы некоторых значимых в будущем событий, их выявление и правильное толкование может быть вопросом успеха.

Но «слабые сигналы» могут указать нам и на появление новых интересов и способностей ребенка, способствующих его личностному, творческому и интеллектуальному росту, которые обязательно надо вовремя заметить и поддержать.

Подводя итог, хочется отметить, что форсайт – метод для педагога – это возможность лучше познакомиться с ребенком, увидеть его возможности, увлечения, интересы и возможность планирования программы работы с воспитанником с учетом тех возможностей и предпочтений развития ребенка, которые отражены в форсайте. Для родителей – это должно стать пониманием того, что для достижения определенных целей его ребенком важную роль играют  и внутренние, и внешние факторы, что ребенок может быть успешным не только, познавая мир, но и в спорте, и в культуре,  что  решение поставленных задач зависит не только от детского сада, но и от заинтересованности родителей и усилий самого ребенка. Дети постепенно начинают осознавать свое место в сегодняшнем дне и завтрашнем, а это самое главное.

 

Главное отличие Форсайта от традиционных прогнозов — нацеленность на разработку практических мер по приближению выбранных ориентиров.

Этот план – прогноз можно вложить в портфолио, т.к. в дальнейшем после анализа достижений на ступени начальной школы  будет необходимо скорректировать план прогноз  для достижения поставленных целей на следующих ступенях.