Эссе

Эссе

Я – воспитатель, в этих одиннадцати буквах заключается одна вторая часть смысла моей жизни.

«Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, а другой мыслит и судит его». Эти слова принадлежат М. Лермонтову, и сказаны они были про всех нас на все времена. Мысль, выраженная в них не что иное, как самооценка, взгляд внутрь.

Я часто задаю себе вопрос – что значит быть педагогом с большой буквы? Может надо имеет много наград? Может освоить новую технологию и лучше научить детей? Нет, мне ближе другое. Этот педагог  должен иметь безграничную любовь и благодарность за многократное проживание детства, которое позволяет сохранить оптимистический взгляд на жизнь и жить, как дети, настоящим временем. Испытывать ежедневно удовлетворение от того, что день начинаешь с очень простых, но чудесных слов: «Мир прекрасен и удивителен. Улыбнитесь и пожелайте добра друг другу…».

И я училась смотреть на мир восторженными глазами детей и ежедневно просыпаться в ожидании чуда. Главное — воспитывая детей, я воспитываю себя. Передо мной стоит нелёгкая задача — будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. А ведь дети такие разные! Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя – так они отстаивают свою позицию в мире взрослых и детей.

Детский сад – это прекрасное место встречи прошлого, настоящего и будущего. И мы, воспитатели, должны заслужить встречи с будущим. Мы должны быть современны, социально мобильны, интересны. А главное – постоянное движение вперед и вверх и чувствовать дефицит знаний, и опять учиться. Я считаю, что образование России было и останется некой стрелкой компаса, дающим вектор постоянного развития, совершенства.

Судьба дала мне шанс войти в состав участников, рабочей группы на стратегической сессии «Моногорода: живем по-новому». Здесь сошлись разные сферы: муниципалитет, предприниматели, молодежь, бюджетные организации. Я поняла, что планы будущего будут реально реализованы, если я, как воспитатель, научу своих воспитанников быть инициативными, ответственными, любить свою Родину, город, семью. «Чтобы быть интересным, будьте интересующимся». Слова  Чарльза Нордмана Ли натолкнули на мысль о том, что моим воспитанникам обязательно будет интересно то, что станет интересным мне.

Сегодня в мире дефицита добра  очень хочется научить детей совершать добрые поступки бескорыстно, по зову сердца. Механизм проектной деятельности дает мне возможность выстраивать стратегию и тактику реализации задуманных идей. Здесь, в зависимости от обстоятельств воспитатель выступает в разных ипостасях: и учителя, который все знает и всему научит, и товарища по игре, и близкого человека, который все поймет и поможет в трудную минуту, поможет наладить контакт с окружающим миром, научит общаться со сверстниками, помогать слабым. Творчество воспитателя начинается со способности мыслить смело и непредвзято. Мыслить и действовать.

Жизнь воспитателя… Когда она была определена мне судьбой? Задумываюсь… Наверное, не вдруг и не сразу, мысль о профессии воспитатель жила во мне давно. И вот, перед глазами, как кадры киноленты, мелькают мгновения моей жизни.

Может быть, все началось тогда, когда в 1972 году, моя мама – Шаблий Галина Александровна, начав свою педагогическую карьеру в детском саду № 75 Заводского района города Новокузнецка, мечтала, во что бы то ни стало, передать любовь к профессии педагога своим будущим детям? И даже сегодня, более 40 лет отработав в детском саду, она рассказывает нам с сестрой о своих рабочих буднях, о детках озорных, милых и таких талантливых.

Моя первая учительница – Бормотова Ольга Сергеевна. Не знаю, как удержалась в моей памяти ее манера рассказывать интересное, но я до сих пор ловлю себя на том, что подражаю ей, стараюсь мысль передать выразительной и чувственной, правдивой и проникающей. Не знаю, как она умела нас слушать, но ей легко было достучаться до нашего сознания, чтобы мы открывали ей свои мысли, чувства.

С огромным чувством благодарности я вспоминаю удивительного, творческого, увлекающегося и увлекательного человека – Рогожникову Светлану Ивановну. Еще в школьные годы она научила меня удивительному искусству танца. Танец – это особый мир красок, музыки, движения. Память выстраивает коллаж из разнообразных образов, чувств, эмоций, которые я смогла прочувствовать в танце.

Студенчество запомнившееся на всю жизнь. Это встречи с удивительными педагогами: – Адой Митрофановной Дедловской, Надеждой Ефимовной Разенковой. Низкий им поклон за то, что мой жизненный путь выбран, и дорога, по которой я иду уверенно, эта дорога – моя педагогическая жизнь.

Прошли годы, я получила высшее педагогическое образование. Детский сад № 79 – моя первая ступенька на пути к профессиональному мастерству – удивительный коллектив педагогов – профессионалов, преданных своему делу, руководит которым инициативный творческий человек – Бибекина Ольга Геннадьевна. Рядом люди, которые поддержат. Рядом наставники, которые помогут. Рядом дети, которые научат. Очень тактично направляя, давая возможность становления меня, как педагога, помогли мне поверить в себя, в правильность своего выбора. И я поняла, что быть воспитателем  огромная ответственность. Такой труд по плечу не каждому, а лишь тому, кто искренне любит своё дело, детей, сам горит и умеет зажечь других. Смотря в детские глаза, жадно ловящие каждое мое слово, взгляд, жест, которые наполняют мою жизнь желанием, каждый раз дарить положительные эмоции, играть с ними, рассказать им много интересного и важного.

Дети замечательные психологи, они сразу видят тебя насквозь. Зная это, никогда не строю свои отношения с ними на обмане, признаю свои ошибки и работаю над ними, проявляю уважение к личности ребёнка. Я стараюсь быть благодатной почвой для маленьких, но человеческих чувств, чтоб их знания и поступки оставались не только в памяти, но и в душах, и в сердцах.

Для меня все важно, с радостью ли ребёнок переступает каждый день порог детского сада, встречает ли тебя с улыбкой, даже если он уже учится в школе, играет ли в сюжетно-ролевую игру «Детский сад» дома, непременно становясь именно на твоё место – вот наивысшая оценка для любого воспитателя, даже если у него нет наград и медалей.

Счастье – это любить то, что ты делаешь, любить тех, для кого ты делаешь. Да, я счастливый человек, потому что с радостью иду в детский сад, чтобы снова встретиться с коллегами – моими единомышленниками, живущими в мобильном ритме жизни, способными творить: наравне с детьми играть, петь, заниматься спортом. Самым главным на педагогическом пути, на мой взгляд, является умение – «красоту увидеть в некрасивом, разглядеть в ручьях разливы рек…кто умеет в буднях быть счастливым – тот и впрямь счастливый человек!»

Сегодня я старший воспитатель. Это особая ответственность, мастерство, умение заразить уже педагогов своими идеями и воплотить их в жизнь, идти в ногу со временем. Для меня старший воспитатель – призвание. Быть старшим воспитателем для меня – это значит жить. Я чувствую, что атмосфера творчества и успеха должна строиться лишь на принципах доверия и поддержки. Эту мысль чётко сформулировал Эдуард Асадов, которая стала девизом жизни:

            В любых делах при максимуме сложностей

            Подход к проблеме всё-таки один:

            Желанье – это множество возможностей,

            А нежеланье – множество причин.