Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /home/host1363443/ds-79.ru/htdocs/gerasimova/wp-includes/pomo/plural-forms.php on line 210
Система работы (пояснительная записка) – Персональный сайт старшего воспитателя Герасимовой Елены Александровны

Система работы (пояснительная записка)

Система работы (пояснительная записка)

Герасимова Елена Александровна,

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 79»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Пояснительная записка

Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека: образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего гражданской позицией и способного адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

Фундамент такой личности закладывается в дошкольном возрасте: эмоционально – позитивное отношение к окружающему, нравственно-ценностные ориентации, одобряемые обществом адекватные модели поведения в обществе взрослых и сверстников, ценностные личностные качества, которые помогают ребенку активно осваивать накопленный культурный опыт и занимать гражданскую позицию в социальном мире.

Гражданская позиция, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в разнообразных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Образовательный процесс начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, они играют огромную роль в становлении личности патриота, потому что пропущены через детское восприятие.

Проблема формирования гражданской позиции всегда являлась объектом изучения большого числа и отечественных исследований, начиная с исследований великих философов, педагогов и психологов прошлого: В.Г. Белинского, Сухомлинского, К.Д. Ушинского и других. Разные аспекты гражданственного воспитания детей рассматриваются в контексте социального (С.А. Козлова и др.), патриотического воспитания детей дошкольного возраста (А.Г. Гогоберидзе и др.), развития ценностно-смыслового отношения к родному краю (Платохина Н.А.).

Ученые обращают внимание на то что, гражданская позиция объективно нужна ребенку, так как закладывает фундамент его успешной взрослой жизни. Рассмотрение сущностных характеристик основных понятий, тенденций развития идей отечественного гражданского воспитания, позволяет выделить основные содержательные направления, реализация которых в образовательном процессе дошкольного учреждения будет способствовать формированию гражданской позиции у детей дошкольного возраста. Это воспитание нравственных качеств, развитие патриотических чувств, знакомство с правами человека.

Организация культурных практик формирования гражданской позиции у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС и в условиях социального партнерства.

Более гарантированный результат обеспечит система работы по формированию гражданской позиции у старших дошкольников. Данная образовательная деятельность описана в части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений.

Цель: организовать культурные практики формирования гражданской позиции у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального партнерства.

Задачи:

1.​ Разработать и реализовать систему работы по формированию гражданской позиции у старших дошкольников.

2.​  Совершенствовать методическое и дидактическое обеспечение образовательной деятельности по формированию гражданской позиции у детей старшего дошкольного возраста.

3.​ Выявить педагогические условия формирования гражданской позиции у старших дошкольников.

4.​ Конкретизировать диагностический инструментарий для отслеживания эффективности формированию гражданской позиции у старших дошкольников.

Система включает в себя три модуля:

1)​ «Формирование гражданской идентичности у старших дошкольников»;

2)​ «Становление гражданской позиции у старших дошкольников»;

3)​ «Гражданская активность старших дошкольников».

В рамках первого модуля воспитывается гражданская идентичность, чувство принадлежности к россиянам, кузбассовцам, новокузнечанам, формирование оценки самого себя и своих действий, освоение элементарных нравственных норм, воспитание стремления к инициативности, самостоятельности, ответственности.

Эффективными традиционными формами организации образовательной деятельности являются игры с правилами, комплексные занятия по ознакомлению с нравственными нормами и правилами поведения на материале художественной литературы. В условиях социального партнерства приобрели популярность социально-ориентированные тематические акции, детско-взрослые научно-практические конференции. Так, на протяжении 7 лет организуется акция «Утро с чемпионом». Были установлены контакты с Новокузнецким хоккейным клубом «Кузнецкие медведи», Новокузнецким училищем-техникумом Олимпийского резерва, организованы «Встречи с интересными людьми» (известные спортсмены-новокузнечане), разучены комплексы черлидинга, составлен «Меморандум о сотрудничестве». Формирование гражданской позиции у старшего дошкольника начинается с гражданской идентификации, чувства гордости за достижения своих земляков, нравственно-ценностных жизненных установок.

Во втором модуле для становления гражданской позиции детей («Я должен делать добрые дела на благо своей страны, своего региона, своего города») используются следующие формы образовательной деятельности: съезды дошкольников, флешмобы, спортивно-интеллектуальные марафоны. На этом этапе социальными партнерами выступают силовые структуры города: МЧС, ГИБДД, ГИМС. Мероприятия с силовыми структурами города также проектируются концептуально, детали согласовываются с непосредственными участниками проекта, и выбирается оптимальная форма проведения. Так, серия мероприятий по пожарной безопасности были проведены под девизом «3 : 0 в пользу безопасности». К участию в мероприятии «А, ну-ка, девушки!», приуроченного к праздничной дате, были приглашены сотрудницы МЧС, мамы воспитанников, девочки и сотрудницы ДОУ. В «Богатырских играх» соревновались в силе и ловкости представители МЧС, папы воспитанников и сами воспитанники. Данные проектные мероприятия были оценены на Всероссийском ведомственном конкурсе «Созвездие мужества» Дипломом III степени. Такая форма как съезды дошкольников дает возможность воспитанникам обучиться навыкам публичных выступлений. При подготовке к таким мероприятиям внутри группы в ДОУ своей жизнью живут исследовательские проекты, которые впоследствии дают ответ на один из вопросов общего мероприятия. Ранее в таких мероприятиях участвовало лишь одно ДОУ (МБ ДОУ «Детский сад № 79»), со временем к нам стали присоединяться и другие ДОУ Куйбышевского района (на 2017 год к участию присоединились еще 10 детских садов).

Привлекательны по форме и содержанию как для воспитанников ДОУ, взрослых участников, так и жителей города, такие мероприятия открытого типа: флешмоб «Лес просит защиты», социально-ориентированная акция «Фликер», акция «Печки-лампочки», акция «Дорожный квест». Эти мероприятия организованы и проведены на улицах города с привлечением взрослых участников (родителей (законных представителей) и представителей социальных институтов).

В процессе формирования гражданской активности старших дошкольников (третий модуль), прежде всего, уделяется внимание формированию гражданских чувств, отношений, развитию потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира. На данном этапе старший дошкольник демонстрирует осознанную активность в социально значимых мероприятиях, жизненных ситуациях, проявляет инициативность, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность.

Гражданскую активность дети проявляют в рамках природоохранных мероприятий. Социальными партнерами в данной образовательной деятельности выступает Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Администрации города Новокузнецка. С 2015 по 2017 года мною организовано пять экологических съездов дошкольников Куйбышевского района. Съезды объединяют сотрудников МЧС, воспитателей детских садов, родителей воспитанников, представителей общественности, экологов. Также популярны акции «Планета без пакета», «Елочный десант», «Зеленая Россия» и многие другие.

Развивается детский тимбилдинг. В 2016 году на базе ДОУ организовано волонтерское движение дошкольников «Куйбышата-дошколята». Ряд совместных мероприятий были направлены на реализацию проекта восстановления заброшенного парка, который находится рядом с учреждением. Проект под названием «Твори добро – оно вернется» стал победителем Грантового конкурса «Зеленая волна» при поддержке РУСАЛА. Активность учреждения подтверждается победой в областном конкурсе «Эколидер» в номинации «Самое активное дошкольное учреждение».

В рамках Общероссийской акции «Весенняя неделя добра – 2017» «Куйбышата-дошколята» организовали и провели акцию «Радуга добра». Дети предложили взрослым свои поделки, изготовленные с участием родителей, и дали возможность новокузнечанам поучаствовать в сборе средств на реабилитацию детей с диагнозом ДЦП. Этот проект отмечен Дипломом за I место в региональном конкурсе социальных инициатив «Марафон добрых дел».

Новизна (инновационность) данного опыта заключается в описании культурных практик формирования гражданской позиции у детей старшего дошкольного возраста, организованных с учетом требований ФГОС и в условиях социального партнерства.

Критерии и показатели развития детей в аспекте рассматриваемой проблемы представлены на слайде.

Выделены и описаны три уровня сформированности гражданской позиции у детей старшего дошкольного возраста – высокий, средний, низкий. По результатам диагностики за последние три года, данный уровень демонстрирует в среднем 20% детей старшего дошкольного возраста. 65% детей достигли среднего уровня. У 15% старших дошкольников отмечен низкий уровень сформированности гражданской позиции. До начала систематичной работы в данном направлении распределение количества детей по уровням было следующим – 5%, 60%, 35% соответственно.