Про ответственность в дошкольном детстве

Про ответственность в дошкольном детстве

Каждому из нас хотелось бы, чтобы ребенок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности – это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы.

Юлия Василькина

Рассмотрим понятие ответственность и его характеристику.

Ответственность – это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств.

В Толковом словаре Ушакова понятие ответственность рассматривается, как положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств.

Суть категории ответственности в том, что:

– ответственность дает уважение: со стороны окружающих, а так же к самому себе.

– ответственность дает уверенность: в себе и своих силах.

– ответственность дает возможности: для самоконтроля и контроля над ситуациями.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Выделяют следующие виды ответственности:

– историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;

– индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Таким образом, только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, т.е. знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции. Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы нашего взрослого общества, и именно это знание – основа ответственного поведения в будущем.

Для начала нужно определить, какие важные зоны ответственности есть в жизни дошкольника. Они все достойны того, чтобы их развивать. Возможно, в разные периоды разные зоны ответственности будут главенствовать в вашей воспитательной позиции, но так или иначе дошкольный возраст – это время, когда “зернышки” каждой из них должны быть “посажены”.

Для детей дошкольного возраста доступны следующие виды ответственности:

  • Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь.
  • Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей.
  • Ответственность за домашних любимцев.
  • Ответственность за собственные вещи.
  • Ответственность за данное слово и принятое решение.
  • Экологическая ответственность.

Процесс развития ответственности происходит постепенно.

Так, до 2 лет – возраст, когда ребенок не способен проследить связи между своими действиями и наступившими последствиями. Для него всякое последствие наступает “вдруг”. Он ориентируется на то, какую реакцию выдает его мама и другие близкие, и постепенно “заучивает” то, что делать не стоит.

3,5 лет – это период, в который у большинства детей наступает так называемый “кризис трех лет”. В этот период очерчиваются границы желательного и порицаемого поведения, и чем четче они будут обозначены, тем больше будет у ребенка “опор”, чтобы понять, какое поведение считается ответственным, а какое – нет. Пока ребенок находится в кризисе, может казаться, что он стал полностью безответственным.

4-5 лет. Это время хорошо подходит для начала развития ответственного поведения. Конечно, остается много областей, где родители должны продолжать контролировать поведение ребенка и подсказывать ему, как следует поступить. Но уже можно выделить несколько областей, за которые ребенок должен нести ответственность. Это может быть, например, ответственность за собственные игрушки и вещи, простые домашние обязанности.

5-7 лет характеризуется тем, что ребенок становится все более ответственным. В большинстве случаев он отдает себе отчет в том, какое поведение будет одобряться, а какое – нет. В этом возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок.

В связи с вышеперечисленным, выделим методы и методики развития ответственности у детей дошкольного возраста.

Чтобы воспитать у ребенка такое чувство, как ответственность, можно руководствоваться следующими методами:

Метод подражания – это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении дошкольником поступков, поведения, или же определенных черт характера взрослого. Данный метод будет эффективен в формировании ответственности у ребенка, так как в основном именно взрослый является примером для подражания.

Метод убеждения так же применяется для развития ответственной личности. Убеждение ведет к определенным изменениям взглядов воспитанника, и так же, мотивационной основы его поведения.

Так же применяются различные методики для формирования ответственности у детей:

  1. Разумные действия родителей.

Мамы, не разрешающие детям помогать по хозяйству, делать покупки, носить свои вещи вредят малышу. Как, если не примером и конкретными действиями, развить в ребенке чувство ответственности? Запомните– у малыша не должно быть осознания того, что, если он не сделает посильное сам, кто-то решит проблему за него. Самостоятельность и чувство ответственности – чувства взаимно порождающие.

  1. Мой маленький друг.

Еще одним прекрасным способом вырастить здоровую, ответственную личность – завести домашнее животное. Но, в этом случае, родителям не стоит забывать, что без их помощи, постоянного контроля и советов малышу просто не обойтись. Ответственность за жизнь живого существа должна воспитываться на положительных моментах, а не на безысходности.

Малыш должен учиться менять ему туалет, выгуливать, кормить, а не только играться. Ваша позиция по этому поводу должна быть разумной и гуманной, фразы “ты просил – мы купили, поэтому смотри, а то выбросим” – ущербны по сути. Ими ты только прививаешь ребенку безразличие к жизни окружающих существ. И кто знает, что вырастет из такого ребенка.

  1. Домашние хлопоты.

Конечно же, воспитать в ребенке чувство ответственности за короткое время невозможно. Ее нужно собирать по крупицам, с каждым прожитым годом и, порой, заложить это качество в личность ребенка помогают даже самые простые поручения или просьбы о помощи по хозяйству.

Пусть сын или дочь делают подвластные им домашние дела: уборка, мытье посуды, покупка молока и хлеба – не слишком сложное задание даже для первоклассника. Не ограничивай зону его ответственности уборкой игрушек.

  1. Я – сильный.

Не ограничивай общение и зону ответственности ребенка и перед младшими детьми – братьями или сестрами, и людьми старшего поколения – бабушками и дедушками.

Даже минимальная помощь старикам или маленьким деткам – большой плюс к будущему ребенка. Но не стоит подавать такие действия ребенка, как подвиг – особенная похвала или ваш бурный восторг приучат ребенка к тому, что помогать младшим или старшим – необязательно, и делать это можно только по праздникам. Такая позиция, в конце концов, обернется именно против вас.

В вопросах воспитания ответственности у детей надо придерживаться золотой середины. Ведь при чрезмерной заботе родителей у детей развивается полная зависимость от них. А дети не раз в жизни попадут в трудную ситуацию. Взрослые не могут быть постоянно рядом с ребенком, но они могут обучить его, как следует поступать в разных жизненных ситуациях.

В заключении хотелось бы отметить следующее, что личность ребенка только формируется, и полной ответственности от него ждать не приходится, да и не нужно, т.к, ответственность – это большая нагрузка даже для взрослой личности, и ребенок к ней пока не готов. Нужно деликатно и терпеливо закладывать основы ответственности, которые обязательно разовьются в более позднем возрасте.